You are viewing osutina

entries friends calendar profile Сочинский краевед Previous Previous Next Next
osutina - Дорожные знаки и разметка
osutina
osutina
Add to Memories
Share
Дорожные знаки и разметка
Сегодня вашему вниманию мы представляем немного истории сочинских дорог.

Владимир Костиников, краевед и автолюб.

Потребность в знаках возникла вслед за первыми автомобильными правилами движения, которые не могли предусмотреть всего многообразия дорожных ситуаций. Первые дорожные знаки появились на улицах Парижа в 1903 г.: на черном или синем фоне квадратных вывесок белой краской были нарисованы символы - "Крутой спуск", "Опасный поворот", "Неровная дорога". Стремительное развитие автомобильного транспорта ставило перед каждой страной одни и те же задачи: как улучшить организацию движения и безопасность проезда. Для решения этих вопросов в 1909 г. в Париже собрались представители ряда европейских стран, которые приняли первую конвенцию по международным автомобильным перевозкам. Ею были введены четыре дорожных знака: "Неровная дорога", "Извилистая дорога", "Пересечение с железной дорогой", "Перекресток" и которые было принято устанавливать за 250 м до опасного участка под прямым углом к направлению движения.

29.13 КБ
Вот эти четыре фигурки были самыми первыми официальными дорожными знаками.

В 1909 году в Париже была принята конвенция, определившая их. Позже, конвенция была ратифицирована большинством Европейских стран.
Первые дорожные знаки в России появились вероятнее всего в Петербурге в 1901 году, а с 1906 в СПб они уже были международного образца, хотя повсеместное их упорядочивание происходило постепенно, т.е. указы и положения появлялись позже, чем сами знаки (данные о первых знаках в стране предоставлены В.М. Масловым – Царскосельским автомобильно-спортивным клубом)

На днях в Новороссийском архиве (кстати, удивительно доброжелательные сотрудники там работают), в документах фонда строительства Новороссийско-Сухумского шоссе обнаружил следующий документ:
100.68 КБ


Это первое документальное свидетельство о появлении дорожных знаков на территории Сочинского округа. Напомню, что Гагринская климатическая станция входила тогда в наш округ. Письмо направлено в Сочи. Контора начальника строительства Новороссийско-Сухумского шоссе Станислава Фомича Гофмана была в «Бель-Вью».
133.20 КБ

С.Ф. Гофман сделал карандашом ответ – «Места будут мною указаны, когда буду в Гаграх».

Разделительные полосы на полотне дороги, разумеется, могли появиться только после асфальтирования.
В Сочи впервые применили асфальтирование при строительстве Курортного проспекта во время Генеральной реконструкции Сочи.
Работами по асфальтированию руководил французский инженер Пьер Лассер – антифашист. Он был ранен на баррикадах Парижа в феврале 1934 года, после чего приехал в Советский Союз.
Струя битума, нагретого до 180 градусов, шлангом направлялась на дорогу, застывая, битум крепко связывал щебень и гравий. Технологию соблюдали очень строго. На некоторых насыпях катку пришлось пройти до 280 раз, чтобы потом не было никакой осадки. 1 июля 1934 года на Бзугу состоялся пуск первого в СССР асфальтобетонного завода, целиком изготовленного на предприятиях отечественной промышленности. Завод сконструирован инженером М.Л. Бондарь. Полученный асфальтобетон в горячем виде на автомобилях развозился, раскладывался и укатывался катками.
1.
94.96 КБ
2.
109.03 КБ
3.
136.88 КБ
Фото из газеты «Сочинская правда». Подпись гласила:
«5 октября 1935 широкая автотрасса Сочи-Мацеста разделена белой разграничительной полосой на 2 части: правую и левую. Стрела указывает участок, где разрешён поворот автомашины с одной стороны на другую».

Но первое время краска была, видимо, неважного качества. 5 августа 1934 г. Уполномоченный ВЦИК по делам курорта А.Д. Метелёв пишет приказ о наказании шофёра Союзтранса Гуськова, который пересёк белую линию, а дорожную стрелку потом стал стирать. Наказан был Гуськов арестом на 15 суток с лишением права езды на автомашинах в Сочинском районе.
Раздосадованный Метелёв ищет новый рецепт краски для дорожной разметки. Вот телеграмма, отправленная 21 октября 1935 г.:
«Америка, Нью-Йорк, Амторг, т.Боеву.
Уважаемый Иван Васильевич!
Пользуюсь случаем просить тебя прислать ещё рекламный материал американских курортов и особенно хотелось бы иметь фотографии калифорнийских дорог и, если возможно, рецепт покраски дорожной белой полосы по асфальтобетону…
Дружеский привет. Уважающий тебя А. Метелёв».
4.
94.68 КБ
5.
119.84 КБ
6.
124.71 КБ
7.
105.64 КБ

Tags: , ,

Comments
dcciv From: dcciv Date: June 13th, 2010 04:45 am (UTC) (Link)
Здорово, потрясающе интересно. Спасибо!
osutina From: osutina Date: June 13th, 2010 11:02 pm (UTC) (Link)
Да, стрелочки очень трогательные. Никогда не обратила бы внимание :)
nutka_a_a From: nutka_a_a Date: June 13th, 2010 06:17 am (UTC) (Link)
Контора начальника строительства Новороссийско-Сухумского шоссе или Управление Черноморской ж. д., как написано на открытке находилась в отеле "Бель-Вю"?
From: (Anonymous) Date: June 14th, 2010 06:13 am (UTC) (Link)

Костиников

Вначале (с весны 1903 г.)первое, потом - с началом строительства ж/д - второе. Министерство путей сообщения то одно и тоже. Конечно, фотография более поздняя, чем описываемые события. Кстати, В "Бель-вью" была ещё и одна из первых контор по прокату автомобилей.
nutka_a_a From: nutka_a_a Date: June 14th, 2010 05:46 pm (UTC) (Link)

Re: Костиников

Понятно) спасибо за разъяснения. А когда тогда было построено здание правления Новороссийско-сухумского шоссе, что возле гостиницы "Жемчужины"?
osutina From: osutina Date: June 15th, 2010 05:41 am (UTC) (Link)

Re: Костиников

Вот фотография, где справа можно рассмотреть рекламу автопроката.
44.73 КБ
osutina From: osutina Date: June 15th, 2010 05:42 am (UTC) (Link)

Re: Костиников

Фонарь, и правда, чудесный :)
nutka_a_a From: nutka_a_a Date: June 17th, 2010 08:13 am (UTC) (Link)

Re: Костиников

Спасибо за фотографию) Фонарь действительно чудесный
From: (Anonymous) Date: June 15th, 2010 07:30 am (UTC) (Link)

Костиников

А про здание возле "Жемчужины", к стыду своему, вообще ничего не знаю.
9 comments or Leave a comment
profile
osutina
User: osutina
Name: osutina
links
about this journal
tags